Яндекс.Яда отказывается возвращать средства

Галина

Здравствуйте, прошу дать комментарий, как правильно поступить, для того чтобы защитить свои права как потребителя. Ситуация следующая, я сделала заказ у агрегатора доставки Яндекс.Еда. Заказ мне курьер не передал. В месте с этим в приложении агрегатора Яндекс.Еда, статус указан «заказ отменен». Я Обратилась в службу потдержки Яндекс.Еда, задала вопрос когда доставят оплаченный мною с банковской карты заказ. Получил ответ что курьер до меня не дозвонился по указанному в аккаунте номеру. По карте было видно, что курьер подошел к дому, я пыталась увидеть его с балкона, но курьера не было. Звонков, пуш-уведомлений и сообщений - тоже. Статус заказа был переведен в "отмененный" и я сразу написала в техподдержку сервиса Яндекс.Еда. Мне ответили, что курьер пытался дозвониться 10 минут и уже уехал. Я сделала несколько попыток связаться с курьером, чтобы забрать свой товар или переназначить доставку на другое время, на что мне ответили, что мой товар, который не являлся скоропортящемся, утилизирует или присвоит себе курьер, на своё усмотрение. Деньги мне не вернут, заказ не передадут. Проанализировав пользовательское соглашение Яндекс.еда, пришла к выводу что оно составлено явно с ущемлением прав потребителя по сравнению с правилами, установленными законом. А именно в пользовательском соглашении указанно что если курьер не смог дозвониться до клиента в течении 10 минут, значит клиент отказался от товара и деньги не возвращаются.Кроме того после моего обращения в службу поддержки Яндекс.Еда на лицо не добросовестное поведение агрегатора по отношению к потребителю, так как я неоднократно изъявил свою волю в принятии заказа.

Опубликовано: 25.04.2023 в 18:31


Ответы

Уважаемая Галина! Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. Статьей 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. На основании положений ст.309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне. В соответствии со ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1) если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги), потребитель по своему выбору вправе, в том числе, назначить исполнителю новый срок; потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги); отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги). Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Поскольку сервис заказа «Яндекс.Еда» является агрегатором информации о товарах (услугах), то на основании п. 2.2. ст. 12 Закона №2300-1 потребитель вправе предъявить требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им предварительной оплаты товара (услуги). Владелец агрегатора возвращает сумму полученной им предварительной оплаты товара (услуги) в течение десяти календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования при одновременном наличии следующих условий: - товар (услуга), в отношении которого потребителем внесена предварительная оплата на банковский счет владельца агрегатора, не передан потребителю в срок (услуга не оказана в срок); - потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) в связи с нарушением продавцом (исполнителем) обязательства передать товар (оказать услугу) в установленный срок. Наряду с требованием о возврате суммы предварительной оплаты товара (услуги) потребитель направляет владельцу агрегатора подтверждение направления продавцу (исполнителю) уведомления об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг). Пользовательским соглашением сервиса «Яндекс.Еда», размещенным в сети интернет (https://yandex.ru/legal/termsofuse_eda/, ссылка на указанное соглашение также доведена до сведения пользователей мобильного приложения «Яндекс.Go») предусмотрено следующее: - п. 3.14. … Яндекс уведомляет Пользователя о поступлении от Ресторана информации о начале выполнения Рестораном Заказа (начале приготовления Рестораном Товара) с помощью отправки Пользователю push-уведомления (при этом Яндекс не несет ответственность за неполучение Пользователем push-уведомления в случае отключения Пользователем функции получения таких уведомлений от Приложения Яндекс.Еда в мобильном устройстве; риск неполучения соответствующей информации в указанном случае несет Пользователь) или SMS-сообщения при оформлении Заказа Пользователем с помощью Приложения Яндекс.Еда, путем отображения статуса Заказа «Ресторан готовит» в разделе «Мои Заказы» Сервиса при оформлении Заказа с помощью веб-сайта. Пользователь может получить информацию о Доставщике, выполняющем Заказ, обратившись к службе поддержки Яндекса через форму обратной связи (чат службы поддержки), доступ к которой предоставляется Пользователю через интерфейс Сервиса. - п. 3.18. Пользователь, оформивший Заказ, обязан присутствовать по адресу Доставки, за исключением случаев выбора Доставки «До двери», для получения Заказа, а также обеспечить принятие и оплату Товара при его Доставке. В случае отсутствия Пользователя по адресу Доставки, а равно как в случае невозможности вручения Товара Пользователю по причинам, возникшим в результате действий/бездействия Пользователя, а равно как в случае отказа Пользователя от принятия Товара (за исключением Товара ненадлежащего качества или не соответствующего условиям оформленного Пользователем Заказа при соблюдении Пользователем п. 3.19 Пользовательского соглашения), по истечении 10 минут ожидания Пользователь считается отказавшимся от исполнения Договора (Договоров) с Рестораном и/или Доставщиком, при этом денежные средства, уплаченные за Товар и Доставку Пользователем, направляются на возмещение расходов Ресторана и/или Доставщика и не подлежат возврату Рестораном, за исключением Заказов, оформленных в разделе Яндекс Лавка, и/или Доставщиком. В случае выбора Пользователем способа Доставки «До двери» Ресторан и/или Доставщик считается исполнившим свою обязанность по передаче Пользователю Товара по Договору в момент отправки Пользователю уведомления согласно п. 3.8 Пользовательского соглашения о доставке Товара без непосредственной передачи Товара получателю. Ресторан и Доставщик не несут ответственности за сохранность Товара после Доставки Товара по опции «До двери». Законодательство о защите прав потребителей не регламентированы вопросы порядка и способа уведомления потребителей при доставке товара, а также о времени ожидания курьера. Вместе с тем, оформляя заказ на сервисе «Яндекс.Еда» Вы заключаете договор присоединения. В соответствии со ст. 428 ГК РФ договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства, в случае изменения или расторжения договора судом по требованию присоединившейся к договору стороны договор считается действовавшим в измененной редакции либо соответственно не действовавшим с момента его заключения. Обращаем Ваше внимание, что вопросы исполнения обязательств по договору носят имущественный характер. Управление не вправе в административном порядке обязать исполнителя и/или владельца агрегатора услуг выполнить какие-либо услуги либо вернуть денежные средства, поскольку указанными полномочиями наделены исключительно судебные органы. В соответствии со ст. 11 ГК РФ и п.2 ст.17 Закона №2300-1, Вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд по месту жительства, месту заключения договора или месту нахождения ответчика. В соответствии с п.3 ст.17 Закона №2300-1 при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав. Также, в соответствии со ст.15 Закона №2300-1 потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

03.05.2023 в 6:02