Роспотребнадзор
Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей ГИС ЗПП
  • Справочник потребителя
  • Советы по здоровому питанию
  • Нормативные правовые акты
  • Информационно-аналитические материалы
  • Органы и организации в сфере защиты прав потребителей
  • Результаты проверок
  • Продукция, не соответствующая обязательным требованиям
  • Судебная практика
  • Новости
  • Для сотрудников
  • Виртуальная приемная
  • Справочник потребителя
  • Советы по здоровому питанию
  • Нормативные правовые акты
  • Информационно-аналитические материалы
  • Органы и организации в сфере защиты прав потребителей
  • Результаты проверок
  • Продукция, не соответствующая обязательным требованиям
  • Судебная практика
  • Новости
  • Для сотрудников
  • Версия для слабовидящих
  • Виртуальная приемная
2025©Роспотребнадзор
  1. Главная
  2. Судебная практика
  3. Региональный уровень
  • Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
  • Федеральный уровень
  • Региональный уровень

Дело № 2-174/2014

29 января 2014 г.
Североуральский городской суд Свердловской области
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области
ООО «Жилсервис», МУП «Комэнергоресурс»
ООО «Управляющая компания «Веста+»

Иск Управления Роспотребнадзора по Свердловской области к ООО «Жилсервис», МУП «Комэнергоресурс» о признании действий по предоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества противоправными в отношении неопределенного круга потребителей

21 марта 2014 г.
Иск удовлетворен

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Североуральск                 21 марта 2014 года

Североуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Сосниной Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Кулагиной Н.П.,

с участием:

представителя истца-Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области О. О.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

представителей ответчиков - Общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис»- М. Е.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Муниципального унитарного предприятия «Комэнергорусерс» - М. О.Д., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

представителя третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Веста+» - К. В.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Свердловской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис», Муниципальному унитарному предприятию «Комэнергоресурс» о признании действий по предоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества противоправными в отношении неопределенного круга потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по Свердловской области обратилось в суд с указанным иском, указав в обоснование, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения защиты прав потребителей и потребительского рынка. На территории Свердловской области служба представлена Управлением.

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Североуральске, городе Ивдель, городе Краснотурьинск и городе Карпинск исследован вопрос обеспечения населения услугой горячего водоснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.

Системный сравнительный анализ данных лабораторных исследований коммунальной услуги питьевого горячего водоснабжения, представленный филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Североуральске, городе Ивдель, городе Ивдель, городе Краснотурьинск, городе Карпинск», показал несоответствие качества горячей воды системы водоснабжения по показателю температуры.

Исполнителем жилищно-коммунальной услуги горячего водоснабжения является управляющая организация ООО «Жилсервис», основным видом деятельности, которой является управление эксплуатацией жилого фонда (п.п. 3.3. Устава). Ресурсоснабжающей организацией является МУП «Комэнергоресурс» (п.п. 2.2. пункта 2 Устава), основным видом деятельности которой является: предоставление коммунальных услуг, предоставление услуг населению и прочим потребителям по производству, передаче и распределению тепловой энергии, предоставление услуг населению и прочим потребителям по водоснабжению питьевой водой и водоотведению промышленных и бытовых стоков, эксплуатация тепловых сетей, водопроводных и канализационных систем, котельных и т.д..

ООО «Жилсервис» является Управляющей компанией по управлению муниципальной долей жилья (п.п. 2.1 п.2 Договора № от ДД.ММ.ГГГГ г.), а также заключает договоры на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома с другими собственниками, в том числе физическими лицами.

В соответствии с п.п. 2.1.1 вышеуказанного договора в связи с управлением многоквартирным домом Управляющая компания осуществляет выбор обслуживающих, ресурсоснабжающих и прочих организаций, а также заключает с ними договоры от своего имени и за счет потребителей. Для цели заключения договоров с ресурсоснабжающими и прочими организациями ООО «Жилсервис» заключило субагентский договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «УК Веста+», предметом которого является заключение договоров с энергоснабжающими организациями (электроснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, газоснабжения), организациями, оказывающими услуги по содержанию жилья (вывоз твердых бытовых отходов, вывоз жидких бытовых отходов, лифтовое обслуживание) на снабжение собственников жилых помещений энергоресурсами и услугами (п.п. 1.1.1 п.1.1 Договора без номера от ДД.ММ.ГГГГ г.).

В свою очередь ООО «УК «Веста+» заключило договор № от ДД.ММ.ГГГГ на поставку коммунальных ресурсов с МУП «Комэнергоресурс», предметом которого является поставка Управляющей организации через присоединительную сеть до границы разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон коммунальные ресурсы для обеспечения предоставления коммунальных услуг потребителям (п.п.1.1 п.1 договора № от ДД.ММ.ГГГГ г.).

Согласно п.п.2.1.7 п.2.1 раздела № договора № от ДД.ММ.ГГГГ Ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять и поддерживать на границах раздела показатели качества питьевой воды в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.», СанПиН 2.1.4.2496-09 Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения является изменением к СанПиН 2.1.4.1074-01.

Таким образом, указанные юридические лица являются исполнителем услуг, а жители г.Североуральска, пользующиеся или намеренные воспользоваться услугами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, являются потребителями.

По данным анализа соответствия качества предоставления коммунальной услуги горячего питьевого водоснабжения потребителям жилого фонда ООО «Жилсервис» ресурсоснабжающей организацией МУП «Комэнергоресурс» санитарно-эпидемиологическим требованиям, законодательству о защите прав потребителей № от ДД.ММ.ГГГГ г., за весь период наблюдения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ качество горячей воды, поступающей потребителям, не соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, СанПиН 2.1.4.2496-09 Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения по физико-химическому показателю- температура. При норме температуры горячей воды от +600С до +750С фактически в разный период наблюдения температура горячей воды составила от +420С до +540С.

Ссылаясь на Закон РФ «О защите прав потребителей, ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999 года, а также санитарные правила и нормы, указывает, что требования, изложенные в этих актах направлены на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 600С.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 предусматривают обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водозабора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09), снижение установленной температуры горячей воды от +600С в точке водоразбора не допускается.

Подается горячая вода потребителям г. Североуральска через присоединительную сеть по открытому типу системе централизованного теплоснабжения.

К исполнителям коммунальных услуг неоднократно применялись меры административного воздействия, направлялось представление в органы местного самоуправления Североуральского городского округа об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, однако, они не обеспечили надлежащего выполнения обязательств исполнителем коммунальных услуг, выполнение предписаний носит формальный характер.

Просили суд:

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис», Муниципального унитарного предприятия «Комэнергоресурс», выразившиеся в поставке питьевой горячей воды ненадлежащего качества по физико-химическому показателю «температура» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис», Муниципальное унитарное предприятие «Комэнергоресурс» устранить нарушения прав потребителей путем предоставления населению Североуральского городского округа питьевой горячей воды, соответствующей требованиям действующего законодательства, в том числе СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис» довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации.

Определением Североуральского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требования об обязании Общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис», Муниципального унитарного предприятия «Комэнергоресурс» устранить нарушения прав потребителей путем предоставления населению Североуральского городского округа питьевой горячей воды, соответствующей требованиям действующего законодательства, в том числе СаПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01, прекращено в связи с отказом истца от иска в части указанного требования.

Представитель истца О. О.Н. в судебном заседании доводы искового заявления и заявленные требования в оставшейся части поддержала, просит суд признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис», Муниципального унитарного предприятия «Комэнергоресурс», выразившиеся в поставке питьевой горячей воды ненадлежащего качества по физико-химическому показателю «температура» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис» довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации Североуральского городского округа.

Представитель ответчика ООО «Жилсервис» М. Е.И. в судебном заседании исковые требования не признал, указав в обоснование своих возражений, что считает ООО «Жилсервис» ненадлежащим ответчиком, полагая надлежащим ответчиком МУП «Комэнергоресурс», как ресурсоснабжающую организацию, поскольку именно она поставляет до границы разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон воду, температура которой не соответствует установленным требованиям. При этом ООО «Жилсервис» не имеет водонагревательных приборов для подогрева воды от этой границы до потребителя, в связи с чем, не имеет возможности довести до потребителя воду надлежащей температуры. Просит отказать в удовлетворении исковых требований к ООО «Жилсервис».

Представитель ответчика МУП «Комэнергоресурс» М. О.Д. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве, который поддержала в полном объеме.

Как следует из отзыва МУП «Комэнергоресурс» от ДД.ММ.ГГГГ года, МУП «Комэнергоресурс» осуществляет деятельность на территории Североуральского городского округа в качестве ресурсоснабжающей организации: на основании соответствующих договоров производит поставку энергетических ресурсов (тепловой энергии, горячей воды и холодной воды) и оказание услуг (водоотведение) юридическим лицам, в том числе управляющим организациям, приобретающим ресурсы с целью предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.

Порядок взаимодействия управляющих организаций с ресурсоснабжающей организацией, касающийся заключения договоров о поставке энергетических ресурсов для целей предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а также последствия незаключения или расторжения указанных договоров определяются нормативными правовыми актами, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. №124.

Ссылаясь на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № от ДД.ММ.ГГГГ года, Правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также на письмо заместителя начальника Управления государственной жилищной инспекцией СО от ДД.ММ.ГГГГ года, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие договор поставки коммунального ресурса, полагает, что поручение ООО «Жилсервис» исполнение обязанности по заключению договора на поставку коммунального ресурса является ничтожным, поскольку жители МКД г.Североуральска не передавали ООО «Управляющей компании «Веста+» принадлежащее общедомовое имущество. В связи с чем, считает, что обязательства сторон по поставке коммунального ресурса до потребителя регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № от ДД.ММ.ГГГГ года, и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями № от ДД.ММ.ГГГГ года.

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г.Североуральске, г.Ивдель, г.Краснотурьинск и г.Карпинск исследования проводились не в период, а в конкретные дни отбора проб, согласно предоставленного анализа соответствия качества предоставляемой коммунальной услуги горячего питьевого водоснабжения и конкретных потребителей.

Полагает, что факт оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества устанавливается на основании акта отбора проб у конкретного потребителя, при этом, в целях установления виновных лиц в поставке коммунальной услуги ненадлежащего качества, в данных актах должно быть в обязательном порядке указан отбор пробы на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги, а в актах, представленных истцом в материалы дела, отсутствуют сведения об отборах проб на границе эксплуатационной ответственности, что, по его мнению, не дает оснований полагать о некачественном оказании услуги со стороны ресурсоснабжающей организации МУП «Комэнергоресурс».

Возражает против публикации решения суда по данному делу, ссылаясь на указание в решении обстоятельств, относящихся к коммерческой тайне предприятий, участвующих в данном деле.

Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания «Веста+» К. В.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы представленных возражений, где, ссылаясь на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № от ДД.ММ.ГГГГ года, указала, что ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Комэнергоресурс» и ООО «Веста+» был заключен договор № на поставку коммунальных ресурсов, в соответствии с которым МУП «Комэнергоресурс» обязано поставлять тепловую энергию ООО «УК «Веста+» до границы раздела балансовой принадлежности тепловых сетей по адресам объектов, находящихся в эксплуатации у ООО «УК «Веста+». Из акта разграничения балансовой принадлежности следует, что границей раздела по трубопроводам тепловых сетей является наружная стена объекта УК «Веста+».

Полагают, что поскольку Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области установлено, что температура горячей воды ниже допустимой подается уже на выходе из центральной котельной, ответственность за предоставление услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества до границы балансовой принадлежности управляющей компании лежит на ресурсоснабжающей организации - МУП «Комэнергоресурс», в связи с чем считает, что Управляющая компания не может нести ответственность за качество предоставления коммунальных услуг в границах внутридомовых сетей системы горячего водоснабжения в силу того, что уже получает услугу ненадлежащего качества - на границе сетей. Управляющая компания объективно не влияет на температурный режим горячего водоснабжения при входе в дом, как и в самом доме не имеет соответствующего оборудования посредством которого температуру горячей воды возможно поднять до нормативного уровня в точках ее разбора потребителями- собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме.

Представитель третьего лица Муниципального образования «Североуральский городской округ» в судебное заседание не явился, и.о. главы Североуральского городского округа просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, представив отзыв, где ссылаясь на Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав Североуральского городского округа, указал, что решение вопросов местного значения осуществляется не только органами местного самоуправления непосредственно, но и путем создания соответствующих муниципальных предприятий и учреждений. Постановлением Администрации СГО от ДД.ММ.ГГГГ № создано муниципальное унитарное предприятие «Комэнергоресурс», постановлением Админитсрации СГО от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден устав данного предприятия. Далее, основывая свою позицию на нормах Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, полагает, что вопрос об ответственности за предоставление услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества должен решаться с учетом определенной в договоре на поставку коммунальных ресурсов № от ДД.ММ.ГГГГ границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги данного вида.

Суд, выслушав представителей истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица ООО «Управляющая компания «Веста+», изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ на управление муниципальной собственностью в многоквартирных домах жилищного фонда Североуральского городского округа, заключенного между Администрацией Североуральского городского округа - Собственник и ООО «Жилсервис» - Управляющая компания, собственник передает, а управляющая компания принимает на себя полномочия по управлению муниципальной долей жилья.

Субагентским договором от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенным между ООО «Жилсервис» - Агентом и ООО «Веста+» - Субагентом, Субагент принял на себя обязательство за вознаграждение совершать по поручению Агента от своего имени и за счет Агента юридические и иные действия, в том числе: заключать договоры с энергоснабжающими организациями (электроснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, стоки, водоотведение, газоснабжение, организациями, оказывающими услуги по содержанию жилья на снабжение собственников и нанимателей жилых помещений энергоресурсами и услугами.

Как следует из договора на поставку коммунальных ресурсов № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенному между МУП «Комэнергоресурс» - Ресурсоснабжающей организацией, и ООО «Управляющая компания «Веста+» - Управляющая компания, Ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять Управляющей организации через присоединенную сеть до границы разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон коммунальные ресурсы для обеспечения предоставления коммунальных услуг потребителям, а Управляющая организация принимает на себя обязательства оплатить принятые коммунальные ресурсы, выполнить юридические и иные действия по обеспечению предоставления коммунальных услуг потребителям, по начислению и сбору платежей за принятые потребителями коммунальные услуги, в порядке и сроки, предусмотренные условиями настоящего договора и обеспечить исправность используемых на объектах жилищного фонда приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных ресурсов.          

Согласно п.3.3.Устава ООО «Жилсервис» основными видами деятельности Общества является управление эксплуатацией жилого фонда.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д.

В силу ч.2 ст.1 Федерального закона «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Постановлением Правительства №307 от 23.05.2006 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно п.3 указанных Правил, «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. А при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.     

В силу ч.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии со ст. 4 Закона "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), качество которой соответствует договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Согласно подп. «б» п. 49 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по горячему водоснабжению в необходимых для него объемах надлежащего качества, безопасную для жизни, здоровья и не причиняющую вреда его имуществу, при этом обеспечив бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение по присоединенной сети в жилое помещение.

В силу подп. «а» п. 51 указанных Правил, потребитель, в том числе, имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.

Управлением Роспотребнадзора иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц - потребителей услуги горячего водоснабжения Североуральского городского округа.

В соответствии со ст. 46 Закона о защите прав потребителей Роспотребнадзор и его территориальные органы, иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей вправе предъявлять иски о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

Согласно ст.19 Федерального закона Российской Федерации №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Ст.2 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» среди мер, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения предусмотрено выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в частности СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 №20, и направлены на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila; минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась; предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.

Пунктом 2.4. указанных Правил установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

Таким образом, законодатель в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установил обязательные параметры температуры горячей воды, гарантирующей безопасность ее потребления, соответствие которым должны в обязательном порядке обеспечивать организации, осуществляющие горячее водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения.

По результатам проведенных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ филиалом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г.Североуральске, г.Ивдель, г.Краснотурьинск. г.Карпинск» лабораторных исследований коммунальной услуги питьевого горячего водоснабжения, а также произведенного на основании этих исследований анализа соответствия качества предоставляемой коммунальной услуги горячего питьевого водоснабжения потребителям г.Североуральска санитарно-эпидемиологическим требованиям, видно, что показатель качества горячей воды системы горячего водоснабжения «температура» не соответствует установленным параметрам, а именно: температура горячей воды в градусах Цельсия, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, не достигала требуемой нижней границы, то есть 600 в домах Североуральского городского округа, управление которыми осуществляется ООО «Жилсервис», то есть потребитель получил горячую воду, не соответствующую установленным санитарным правилам и нормативам.

Данные обстоятельства никем из сторон не оспорены, подтверждаются исследованными судом протоколами лабораторных исследований, проведенных филиалом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г.Североуральске, г.Ивдель, г.Краснотурьинск. г.Карпинск», а также проведенным на основании этих исследований анализом.

При этом, суд считает, что вина в предоставлении потребителю коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества лежит как на ресурсоснабжающей организации - МУП «Комэнергоресурс», так и на управляющей компании - ООО «Жилсервис», исходя из следующих обстоятельств.

Как следует из акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям, являющейся приложением к договору № от ДД.ММ.ГГГГ года, составленного между МУП «Комэнергоресурс»- Ресурсоснабжающей организацией и ООО «Веста+»- Управляющей организацией, границей раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по трубопроводам тепловых сетей является наружная стена объекта УО.

На данное обстоятельство ссылается МУП «Комэнергоресрс», как на основание отсутствие своей ответственности в предоставлении потребителю коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, полагая, что поскольку замеры были проведены за границей эксплуатационной ответственности МУП «Комэнергоресурс», определенной указанным Актом, то понижение поставляемой горячей воды происходит за пределами данной границы, следовательно, ответственность должна нести только Управляющая компания, то есть ООО «Жилсервис».

Суд отвергает доводы ответчика МУП «Комэнергоресурс», считая их необоснованными и опровергнутыми материалами дела.

Так, согласно постановлению Главного государственного санитарного врача по г.Североуральскуц, г.Ивдель, г.Краснотурьинск и г.Карпинск о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ года, в рамках проведения документарной проверки в отношении МУП «Комэнергоресурс» на основании полученной информации от Североуральского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», а именно протоколы лабораторных испытаний за качеством горячей воды в кране у потребителей, отобранных в рамках социально-гигиенического мониторнинга и государственного надзора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, установлено, что МУП «Комэнергорнесурс» не обеспечило эпидемиологическую безопасность горячей воды при эксплуатации сетей централизованного горячего водоснабжения температура воды в местах водозабора, подавая горячую воду с Центральной котельной и теплопунктов (+570С) изначально ниже допустимой нормы, а именно ниже +600С, которая должна быть в точке водозабора. Горячая вода с температурой ниже +600Сиспользуется населением для хозяйственно-питьевых и бытовых нужд, что может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью граждан, а именно загрязнению горячей воды инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже+600С, что является нарушением ст.19 п.2 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в связи с чем МУП «Комэнергоресурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа.

Постановлением заместителя Главного государственного санитарного врача по г.Североуральску, г.Ивдель, г.Краснотурьинск, г.Карпинск о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ года, установлено, директор МУП «Комэнергоресурс» нарушил требования санитарного законодательства, подавая горячую воду с Центральной котельной и теплопунктов изначально ниже допустимой нормы, а именно ниже +600С, которая должна быть в точке водоразбора и не обеспечил эпидемиологическую безопасность горячей воды, используемой населением для хозяйственно-питьевых и бытовых нужд, что может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью граждан, а именно загрязнению горячей воды инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже+600С, что является нарушением ст.19 п.2 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в связи с чем директор МУП «Комэнергоресурс» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа. При этом момент обследования горячей воды в данном постановлении обозначен ДД.ММ.ГГГГ года.

Вышеприведенные постановления в отношении МУП «Комэнергоресурс», а также его руководителя, которыми они привлечены к административной ответственности, никем не обжалованы и не опротестованы, вступили в законную силу, в связи с чем, обстоятельства, установленные данными актами, а именно факты того, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, а также ДД.ММ.ГГГГ года, МУП «Комэнергоресурс» при эксплуатации сетей централизованного горячего водоснабжения подавало горячую воду с Центральной котельной и теплопунктов ниже допустимой нормы, то есть +600С, суд считает достоверными, и принимает как допустимое доказательство, которое в совокупности с иными доказательствами, а именно протоколами лабораторных исследований, а также информацией о температуре горячей воды на выходе с центральной котельной и на тепловых пунктах города и поселках, представленной директором МУП «Комэнергоресурс» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, позволяет суду установить наличие вины МУП «Комэнергоресурс» в предоставлении потребителю- населению Североуральского городского округа коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.

При этом, доводы представителя ответчика ООО «Жилсервис» о том, что ООО «Жилсервис» не имеет возможности для исправления ненадлежащего качества воды, поставленной МУП «Комэнергоресурс» до границы раздела балансовой принадлежности уже с температурой ниже требуемой, в связи с чем не должно нести ответственность за ухудшение качества коммунальных услуг, суд считает неубедительными, вызванными нежеланием ООО «Жилсервис» отвечать за качество услуги, за которую взимается ежемесячная плата в значительном размере без информирования населения о недостатке качества этой услуги. Суд полагает, что ООО «Жилсервис», как управляющая организация, предоставляющая коммунальный ресурс непосредственно потребителям, обязана осуществлять производственный контроль поступающего к ним ресурса, проверять качество услуги до ее предоставления потребителю, проводить оценку риска для здоровья населения оказываемой услуги.

В системе действующего правового регулирования предусмотрена ответственность организации водопроводно-канализационного хозяйства за качество подаваемой питьевой воды и соответствие его санитарным нормам и правилам перед абонентом (п. 92 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. N 167).

В свою очередь абонент (исполнитель услуги, управляющая организация) отвечает перед потребителем за нарушение качества предоставления коммунальной услуги (раздел XVI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354)

Таким образом, действующие нормативные акты устанавливают ответственность, как исполнителя услуг, так и ресурсоснабжающей организации за качество предоставляемой коммунальной услуги.

В ходе рассмотрения дела ни МУП "Комэнергоресурс", ни ООО "Жилсервис" не предоставлено суду доказательств, свидетельствующих о принятии ответчиками каких-либо мер к исправлению сложившейся ситуации, организации обеспечения жителей Североуральского городского округа горячей питьевой водой, соответствующей гигиеническим нормативам.

По причине бездействия ответчиков потребители лишены возможности пользоваться качественной услугой, получать для удовлетворения своих нужд питьевую воду, безопасную в эпидемиологическом отношении, безвредную по химическому составу, что в свою очередь создает угрозу их здоровью.

Установленные судом обстоятельства, а именно факты поставки питьевой горячей воды ненадлежащего качества по физико-химическому показателю «температура» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, по вине ответчиков ООО «Жилсервис» и МУП «Комэнергоресрс», дают основания суду удовлетворить исковое требование о признании указанных действий ответчиков противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

В силу ст.46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Поскольку судом удовлетворен иск органа государственного надзора - Управления Роспотребнадзора по Свердловской области о признании действий ответчиков противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, суд с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», полагает подлежащим удовлетворению требование истца о возложении на ООО «Жилсервис» обязанности довести до сведения потребителей настоящее решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации Североуральского городского округа.

При этом, возражения ответчика МУП «Комэнергоресурс» против публикации решения по мотиву указания в нем обстоятельств, относящихся к коммерческой тайне предприятий, участвующих в данном производстве, суд считает необоснованными и ничем не подтвержденными, поскольку на копиях документов, имеющихся в материалах дела, на которые суд ссылается в решении, отсутствует гриф "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации, учета лиц, получивших доступ к информации, отсутствие которых с учетом положений ст.10 Федерального закона Российской Федерации «О коммерческой тайне» является основанием считать, что в отношении данных документов режим коммерческой тайны не установлен.          

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

            

Р Е Ш И Л:

Иск Управления Роспотребнадзора по Свердловской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилсервис», Муниципальному унитарному предприятию «Комэнергоресурс» о признании действий по предоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества противоправными в отношении неопределенного круга потребителей удовлетворить.

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис», Муниципального унитарного предприятия «Комэнергоресурс», выразившиеся в поставке питьевой горячей воды ненадлежащего качества по физико-химическому показателю «температура» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис» довести до сведения потребителей принятое решение, в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации Североуральского городского округа.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Л.Н. Соснина

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда от 19.06.2014 года определила:

Решение Североуральского городского суда Свердловской области от 21.03.2014 в части удовлетворения иска Управления Роспотребнадзора по Свердловской области к МУП «Комэнергоресурс» о признании действий по предоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества противоправными в отношении неопределенного круга лиц отменить, вынести новое решение, которым в иске к данному ответчику отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

 

Теги: #ЖКХ #Горячее водоснабжение
Президент России
Правительство России
Роспотребнадзор
Открытое Правительство
Госуслуги
ФБУЗ ФЦГиЭ
Пожелания и предложения по работе портала ГИС ЗПП просим направлять на адрес zpp@gsen.ru