Роспотребнадзор
Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей ГИС ЗПП
    • Справочник потребителя
    • Советы по здоровому питанию
    • Нормативные правовые акты
    • Информационно-аналитические материалы
    • Органы и организации в сфере защиты прав потребителей
    • Результаты проверок
    • Продукция, не соответствующая обязательным требованиям
    • Судебная практика
    • Новости
    • Для сотрудников
    • Версия для слабовидящих
    • Виртуальная приемная
    2021©Роспотребнадзор
    1. Главная
    2. Новости
    3. Федеральные
    • Федеральные
    • Региональные
    Теги
    Алкоголь Безопасность Дистанционная продажа Договор купли-продажи Долевое строительство ЖКХ Информация Консультации Кредит Мебель Нарушения Ненадлежащее качество товара Обращения граждан Общественное питание Потребитель Решение суда Розничная торговля Страхование Табак Телефон Технический регламент Товар Торговля Туризм Финансовые услуги

    Более полутора тысяч жалоб поступило в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области на финансовые услуги за 2015 год

    29 января 2016 г.

    В 2015 году в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области поступило 1513 жалобам потребителей на финансовые услуги, что на 60% больше, чем в прошлом году. В общей структуре обращений по вопросам защиты прав потребителей данные жалобы составили 15%.

    Более полутора тысяч жалоб поступило в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области на финансовые услуги за 2015 год

     

    В 2015 году в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области поступило 1513 жалобам потребителей на финансовые услуги, что на 60% больше, чем в прошлом году. В общей структуре обращений по вопросам защиты прав потребителей данные жалобы составили 15%.

    Структура поступивших обращений следующая:

    •        78% - на оказание услуг банками;

    •        16% - на оказание страховых услуг;

    •        3% - на микрофинансовые организации;

    •        1% - на деятельность платежных агентов;

    •        2% - иное.

    Более 400 обращений направлено по подведомственности в Уральское Управление Центрального банка России, Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу, правоохранительные органы и др.

    В 2015 году Управлением и территориальными отделами проведено 128 надзорных мероприятий в области защиты прав потребителей финансовых услуг, в 94% мероприятий выявлены нарушения. Показатель выявленных нарушений остается высоким в течение последних лет и составляет более 90%.

    Нарушения законодательства выявлены при проверке кредитных и страховых организаций: ПАО «Сбербанк России», ПАО КБ «Восточный Экспресс Банк», ОАО Банк  «Открытие», ОАО «СКБ-Банк», ПАО «Уральский банк реконструкции и развития», ООО «Сетелем Банк», ПАО «Лето Банк», ОАО Национальный банк «Траст», ОАО «Альфа-Банк», ООО «АльфаСтрахование-Жизнь», ООО СК «ВТБ Страхование» и др.

    В отношении лиц, допустивших нарушения прав потребителей, вынесено 136 постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму 3357,5 тыс. рублей.

    Структура выявленных нарушений указывает на наиболее частое совершение нарушений в виде  включения в договоры условий, ущемляющих права потребителей, непредставление полной информации об услуге. Также специалисты Управления Роспотребнадзора часто выявляли правонарушения, выраженные во введении потребителей в заблуждение при заключении договоров об оказании финансовых услуг. Организации привлечены административной ответственности в виде штрафов в размере 100 тыс. рублей и выше. Законность постановлений относительно введения  потребителей в заблуждение подтверждено судебными актами арбитражного суда, в том числе по делам №А60-34038/2015,  №А60-34055/2015, №А60-33876/2015.

    Наиболее часто встречающимися в договорах условиями, ущемляющими установленные законом права потребителей, в 2015 году являлись:

    •        установление размера страховой суммы, приравненной к остатку задолженности по кредиту;

    •        условия, позволяющие банку списывать денежные средства со всех открытых в банке счетов заемщика без распоряжения клиента;

    •        непредоставление потребителю возможности установления выгодоприобретателя по договору страхования (например, банк при навязывании услуг страхования обозначает себя выгодоприобретателем по договору страхования);

    •        взимание при досрочном отказе от услуг страхования расходов на ведение дела, административных расходов в размере от 79% до 90% от страховой премии;

    •        взимание платы за подключение «пакета банковских услуг» (условия о подключении пакета банковских услуг и страховании излагаются в заявлении, кредитном договоре таким образом, что потребитель не имеет возможности отказаться от них, при отказе от пакета услуг банк не возвращает денежные средства);

    •        взимание платы за подключение к программе страхования банка;

    •        включение в договор условий, позволяющих банку распространять среди третьих лиц персональные данные клиента, в том числе, в целях рекламы (условия изложены таким образом, что у  гражданина отсутствует возможность выражения согласия или отказа на передачу данных).

    Наиболее часто встречающимися нарушениями в части несоблюдения требований о доведении до потребителей информации в 2015 году являлись следующие:

    •        страховые организации не доводят до потребителей полные сведения об условиях страхования, в том числе о размере страховой выплаты, страховой суммы и последствиях досрочного отказа от страхования; размере агентского вознаграждения банка при страховании заемщиков, о возможности предоставления кредита без услуг страхования на сопоставимых условиях;

    •        при страховании по программам коллективного страхования, разработанным банками, потребителям не предоставляется информация об условиях страхования и возможности свободного выбора выгодоприобретателя;

    •        в договоре отсутствуют  сведения о суммах платежей за дополнительные услуги;

    •        в договоре отсутствуют сведения о сроках выполнения банковских услуг;

    •        текст договора, заявления и графика платежей изложен в печатном виде очень мелким, трудночитаемым шрифтом (1-2мм), что затрудняет ознакомление потребителей с информацией и лишает возможности сделать правильный выбор;

    •        при кредитовании не выдаются условия оказания услуг: тарифы, правила предоставления кредита с использованием банковских карт, правила  предоставления услуги информирования и управления карточным счетом СМС-банк, правила обслуживания клиентов по системе телебанк, программа коллективного добровольного страхования.

    Консультационные пункты, созданные при ФБУЗ «Центре гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», в течение года оказывали практическую помощь населению для разрешения гражданско-правовых споров с банками. Оказано порядка 1,8 тыс. консультаций по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг, предоставлена практическая помощь в составлении свыше 200 претензий и исков в финансовой сфере. За получением подробной консультации в области защиты прав потребителей, правовой помощи в составлении исков, претензий потребители имеют возможность обратиться в данные консультационные пункты, адреса которых размещены на сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» http://www.fbuz66.ru/testing/254.

    Теги: #Банк #Кредит #Страхование
    Президент России
    Правительство России
    Роспотребнадзор
    Открытое Правительство
    Госуслуги
    ФБУЗ ФЦГиЭ
    Пожелания и предложения по работе портала ГИС ЗПП просим направлять на адрес zpp@gsen.ru