Возврат денег за отменённый тур

Александр

Купил тур в феврале 2020 года. В мае он не состоялся. Предложили тур с такими же параметрами в сентябре. Согласился. До момента подтверждения, 2 июля, потребовал возврат денег... 6 июля выслал досудебную претензию... 13 июля тур подтвердили... Возможно ли вернуть деньги, потому что Болгария до сих пор считается страной с неспокойной эпидемиологической обстановкой?

Опубликовано: 30.07.2020 в 15:47


Ответы

Добрый день! В Управление Роспотребнадзора по Московской области поступают обращения от потребителей о порядке реализации права туриста на расторжение договора туристских услуг до начала путешествия без применения штрафных санкций со стороны турагента (туроператора) и вычета фактически понесённых расходов не только в страны, въезд в которые официально не рекомендован Ростуризмом, но и в другие страны. В этой связи разъясняем, что в любом случае правовые основы обеспечения безопасности туристов в странах временного пребывания закреплены в ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 132-ФЗ). Кроме того, в силу соответствующих норм Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) туристские услуги должны быть не только качественными, но и безопасными для здоровья туристов. В этом случае при расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта. Установленное Законом № 132-ФЗ специальное право туриста на расторжение договора никак не может быть обременено какими – либо штрафными санкциями со стороны туроператоров (турагентов). Таким образом, туроператор (турагент) не имеет законных оснований препятствовать потребителям в их праве на досудебное предъявление требований, связанных с расторжением (изменением) договора о реализации туристского продукта по причинам, определённым Законом № 132-ФЗ. Кроме того, при расторжении до начала путешествия по требованию потребителя договора о реализации туристского продукта по причинам, указанным в Законе № 132-ФЗ, туроператоры (турагенты) не вправе удерживать фактически понесенные ими расходами, ссылаясь на статью 32 Закона № 2300-1, поскольку обстоятельства, свидетельствующие о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их здоровью, являются самостоятельным (отдельным) основанием для расторжения договора, которое не ставится ни в какую зависимость от расходов, понесенных туроператором. Наличие в Договоре оказания туристских услуг пункта о применении штрафных санкций при расторжении договора по инициативе туриста не соответствует законодательству и является условием, ущемляющим права потребителя. Обязанность по возврату соответствующих денежных средств в случае реализации туристом своего законного права на расторжение договора лежит исключительно на туроператоре (турагенте), к которому необходимо предъявить соответствующее требование в письменной форме (претензия). При уклонении туроператора (турагента) от исполнения этой законодательно закрепленной обязанности добровольно, защита соответствующего нарушенного права туриста будет обеспечиваться в судебном порядке. Органы Роспотребнадзора не вправе рассматривать имущественные споры и заставить турагента (туроператора) вернуть потребителям денежные средства, так как данными полномочиями наделены судебные органы. Для подготовки иска в суд потребителям необходимо направить в Управление заявление и копии имеющихся документов. Обращаем внимание потребителей, что нормами законодательства в области туристкой деятельности закреплена возможность туриста добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора (ст. 10 Закона № 132-ФЗ). В этой связи, при заключении туристом дополнительного договора страхования, например от невыезда по определённым в договоре обстоятельства, потребитель может обратиться в страховую компанию для выплаты страхового возмещения. В случае необоснованного отказа Страховщика и для внесудебного рассмотрения спора потребитель вправе обратиться к финансовому омбудсмену. При бронировании потребителем услуг проживания и авиаперелёта самостоятельно через информационные сервисы Booking.com, «Островок» и другие, в случае отказа от поездки требование о возврате денежных средств необходимо предъявить организации (продавец, Агент), которому были оплачены денежные средства. При отказе в добровольном удовлетворении таких требований дальнейшее разрешение возникшей ситуации возможно в рамках гражданского судопроизводства.

30.07.2020 в 16:52